tipa_bandera

Употребление белорусского языка как аномальное явление, БССР.

Интересная дипломная работа приведу отрывок про Беларусь и, увы, про деформацию национального сознания немалой части жителей этой республики:

К периоду конца 1970-х – середины 1980-х гг. в СССР наметилось нарастание национальных проблем. Так в Белоруссии к концу 1970-х гг. практически все элементы системы этнизации белорусского этноса оказались разрушенными или сильно деформированными – не сохранилось ни одного социального института, ориентированного на формирование национального самосознания. В городах не осталось белорусских школ, а в сельской местности многие школы, формально числящиеся белорусскими, были переведены на русский язык обучения. В 1988 г. в белорусских школах обучалось только 14 % детей, тогда как, по сравнению с 1931 годом - 88%.

Даже там, где белорусский язык изучался, то его изучали меньше и хуже чем язык соседнего государства:

В конце 1970-х гг. в русскоязычных школах широкое распространение получила практика освобождения учеников от изучения белорусского языка и перевод белорусской литературы на русский язык. Недостатки системы народного образования в Белоруссии проявились еще и в том, что комплекс предметов, непосредственно формирующих национальное самосознание, оказался оттеснённым на второй план. Даже в Белорусских школах количество часов отведённых на изучение белорусского языка и литературы, на 30% меньше, чем на русский язык и литературу (а в русскоязычных школах – соответственно на 43%). Мало того, что школьный учебник истории БССР оставлял желать лучшего, самостоятельный курс этого учебника отсутствовал, что в принципе не позволяло сформировать целостного представления об истории своей республики.

В 1989 году белорусским языком в городах пользовались 1,5% людей. Это полная языковая ассимиляция на пути превращения в Россию (ибо языковая ассимиляция это только первый шаг), полная деградация национальной культуры и самосознания: 

Наиболее очевидными стали проблемы в языковой сфере. Падение социального престижа белорусского языка привело к практически повсеместному вытеснению его из общественной жизни. Согласно результатам проведённых в 1989 г. социологического опроса на производстве, белорусским языком пользуются только 10,5% белорусов, в том числе в городах 1,5%. В городской среде, литературным белорусским языком пользовались в повседневном общении, представители творческой и гуманитарной интеллигенции, члены национальных неформальных организаций.

До 1990-х гг., сам факт употребления белорусского языка на уровне обыденного сознания, воспринимался как аномальное явление. Крайне ограниченным было использование белорусского языка и в сфере художественной культуры: спектакли на нём ставились лишь в 3-х из 16-ти театров республики, а кинофильмы на белорусском языке исчислялись единицами. Несколько лучшим было положение языка в системе средств массовой информации: на нём преимущественно функционировали радио и телевидение, издаётся большая часть периодических изданий. Однако разовый тираж русскоязычной прессы в 10 раз превосходил издания на белорусском языке.

Меткое определение, что понятие «белорус» начало восприниматься не как национальность, а отношение к белрусскому языку стало негативным (помните видео, как  люди в Бресте пугались белорусского языка?):

В не меньшей степени, чем язык, оказалось деформированным национальное самосознание. На уровне массового сознания, оно сузилось до объёма графы в паспорте и носило скорее не национальный, а административно-региональный характер. Негативный автостереотип восприятия собственного языка и культуры обусловили не только индифферентное, но и нередко устойчивое негативное к ним отношение.

Деградация национального самосознания привела к отчуждению массовой аудитории от национально-художественной культуры, что в свою очередь, породило кризисное явление в её развитии. Достаточно показательно то, что по числу изданий на национальном языке Белоруссия занимала последнее место среди союзных республик. Утрата связи с массовым потреблением обусловило превращение национальной художественной культуры в замкнутую саму на себе систему, существование которой обеспечивали госдотации. Наиболее очевидным в этом отношении стал застой в развитии литературы, журналистики, драматургии, изобразительного искусства. Относительно низкий интеллектуальный и художественный уровень, аморфность гражданской нации, привели к падению её конкурентоспособности. Не последнюю роль в этом процессе сыграло и то, что догматическое сведение феномена национального исключительно к формированию бытования культуры обусловило выхолащивание национального содержания из национальных культур и превращения их в формально социалистические культуры.

Источник: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР ПЕРИОДА «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА».

В тему: Русификация школ Украины и Белоруси за 8 лет. Статистика, 1988 г.

Все белоруские школы закрыты, но только польские комунисты обороняют белоруский язык, 1985 г.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened